Да, это возможно. Банки также платят штрафы, которые весьма ощутимы. На радость заемщикам, которые некогда были обижены банковскими штрафами. Штрафуют в основном надзорные органы, а помогают им в этом во многом сами клиенты банков.
Банковских нарушений сегодня огромное количество, однако часто они остаются незамеченными, и за эти нарушения платят заемщики, которые даже не подозревают об этом.
Но и есть и обратная сторона этого. Сегодня многие чиновники и надзорные органы просто завалены жалобами. Причем жалобы пишут сразу несколько лиц:
- Клиенты.
- Обиженные сотрудники того или иного банка.
- Конкуренты, которые не дремлют.
Какие нарушения банков самые популярные?
- Ложные объявления о стоимости кредита.
- Скрытые комиссии и платежи, о которых клиенту не сообщается.
- Незаконные штрафы и пени, которые накладываются на клиентов.
- Незаконные сборы.
- Использование незаконных кредитных продуктов.
- Попытки избежать налогообложения.
- Предоставление ложных сведений.
- Нарушение прав.
- Нарушение условий конкуренции.
- Односторонне изменение условий договора.
- Ложная реклама и т.д.
Например, совсем недавно Федеральная антимонопольная служба (далее ФАС) оштрафовала Россельхозбанк за ложную рекламу кредитного продукта. К чиновникам обратился с жалобой гражданин и подтвердил то, что банк действительно рекламировал по телевидению свой кредит по выгодной процентной ставке в 9.9% годовых.
При этом настоящие условия кредитования показали потребителям нечитаемым мелким шрифтом в конце ролика и на весьма короткое время. Штраф за подобное нарушение обычно составляет 100-500 тыс. рублей.
Также в августе 2012 года 100 тыс. рублей штрафа от ФАС получил Райффайзенбанк за рассылку своим клиентам рекламных сообщений посредством СМС. С жалобой в ФАС обратился один из клиентов банка, заявив, что не давал согласия на получение рекламы и даже письменно отказался от нее при заключении договора.
На 40 тыс. рублей за нарушение прав несовершеннолетних был также оштрафован Банк Связной после весьма скандальной истории с мошенниками. Как позже выяснилось, юные клиенты по просьбе третьих лиц открывали в данном банке карты на свое имя, которые за небольшое вознаграждение далее передавали мошенникам. Те с помощью различных хитрых комбинаций снимали с данных карт деньги и оставляли их себе.
Проверка банка началась после обращения в ведомство многих родителей за короткий промежуток времени. Согласно Гражданскому кодексу граждане от 14 до 18 лет не могут получать кредиты. А здесь об этом даже не были уведомлены родители.
Летом 2012 года в Чувашии был нарушен закон о защите конкуренции. При выдаче автокредитов Альфа-банк предлагал своим клиентам только 2 определенные страховые компании, за что был оштрафован на 500 тыс. рублей.
Подобные случаи далеко не единичны. Печально то, что многие физические лица в России не знают своих прав, за что сами и страдают. Здесь можно посоветовать лишь следующее:
- Внимательно читать условия договора.
- Подробно изучать получаемый кредит и условия.
- Задавать вопросы, если что-либо непонятно.
- Не во всем соглашаться в банках.
- В спорных ситуациях, или когда кажется, что обманывают, обращаться в ФАС или Роспотребнадзор.
Стоит также заметить, что в случае просрочки ежемесячных выплат не всегда обязательно платить штрафы и пени. Согласно гражданскому кодексу многие из них незаконны и ничем не обоснованны. В затруднительных ситуациях часто бывает лучше обратиться в суд, который пересмотрит взаимоотношения с банком и примет справедливое решение.