В нынешних реалиях, когда банки вынуждены все время ужесточать требования к потенциальным заемщикам, тем самым препятствуя возникновению новых проблемных задолженностей, все большую ценность приобретает кредитная история, которая используется для оценки возможных рисков возникновения просрочек. Но, как показывает практика, не все потребители понимают, как она формируется, какие данные вносятся в Бюро кредитных историй и чем чревата испорченная репутация для тех, кто в дальнейшем планирует пользоваться банковскими кредитами или потребительскими займами.

Начнем с того, что кредитная история – это фактически досье на каждого заемщика, который хотя бы раз пользовался услугами банков или микрофинансовых организаций (с 2014 года формировать «истории» начали и МФО, что заметно повысило статистический уровень просрочки на кредитном рынке, учитывая большой объем проблемных обязательств у таких компаний). В нем отражены не только персональные данные гражданина (паспортные сведения, дата рождения, место регистрации, фактического проживания, работы и т.д.), а и подробная информация обо всех кредитах и микрозаймах вплоть до суммы ежемесячного платежа, наличия имущественного залога по обязательству и объема просрочки. По мере изменения тех или иных данных клиента (например, при обращении в банк за очередным кредитом было установлено, что он изменил место регистрации или при погашении долга у него образовалась просроченная задолженность), кредитная история наполняется новыми сведениями, по которым будущий кредитор сможет сделать вывод о кредитоспособности и платежной дисциплине своего потенциального заемщика. В связи с этим проверка состояния кредитной истории клиента – это один из основных этапов рассмотрения заявки на получение заемных средств, независимо от того, какой программой он хочет воспользоваться (сегодня «истории» своих заемщиков изучают даже микрофинансовые организации) и на каких условиях собирается оформить кредит.

Вопреки распространенному мнению, ни в одном нормативном документе, регулирующем деятельность кредитных организаций, нет четкой трактовки того, когда кредитную историю можно считать плохой или хорошей. Такие определения дают сами участники рынка, исходя из степени рисков, которые они готовы вложить в кредитные операции. Бесспорно только одно: заемщик, который всегда вовремя вносит обязательные платежи и не предоставляет недостоверные сведения при подаче заявок на получение заемных средств — это обладатель хорошей кредитной истории и у него не будет проблем с оформлением новых кредитов при должном уровне финансового состояния. А вот тот, кто взял и так и не вернул заемные средства, может надолго забыть о потребительском кредитовании, учитывая его испорченную репутацию и отсутствие доверия со стороны кредиторов.

Впрочем, проблемный кредит, для взыскания которого привлекались коллекторы или судебные приставы – это не такая распространенная практика, как небольшие просрочки сроком до 30-60 дней. С одной стороны, «историю», где отражены такие данные, тоже нельзя назвать хорошей, так как заемщик хотя бы раз нарушил условия действующего кредитного договора. Но, с другой стороны, если задолженность была все-таки погашена по инициативе должника (например, он добровольно согласился продать залог или добился реструктуризации долга), то некоторые банки и МФО не видят проблем в кредитовании таких клиентов, закладывая возможные риски в стоимость заемных средств (некоторые банки готовы кредитовать клиентов с подмоченной репутацией, предлагая им более высокие процентные ставки).